2.3. Международная миграция трудовых ресурсов

ТЕКСТЫ КНИГ принадлежат ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ознакомления

2.3. Международная миграция трудовых ресурсов
Понятие международной миграции рабочей силиМижнародна миграция рабочей силы выступает важной составляющей международных экономических отношений.
Не только продукты труда (товары и услуги) характеризуются высоким уровнем международной мобильности. Факторы производства (труд и капитал) также перемещаются из страны в страну. Согласно закону Б. Олина международное движение товаров и факторов производства могут замещать друг друга. Страна, которая в избытке обеспечена работой, может либо экспортировать працеемни товары, или ее граждане могут сами выезжать за границу и там работать. Международное движение факторов производства подчиняется тем же законам, что и международная торговля товарами: факторы производства перемещаются в те страны, где за них больше платят.
При изучении проблемы международной миграции рабочей силы используются следующие основные понятия.
1) Миграция (от лат. Переселения) населения - перемещение людей через границы определенных территорий со сменой места жительства навсегда или временно.
2) Мигранты - лица, которые перемещаются.
3) Миграционный поток - общее количество мигрантов (или миграций), которая характеризуется общностью районов выбытия и прибытия в течение определенного периода времени - один из показателей направлении миграции.
4) Внутренняя миграция - смена места жительства лиц в пределах национальных границ страны.
5) Внешняя миграция - перемещение населения из одной страны в другую.
Заметим, что международная экономика наука изучает закономерности именно внешней миграции населения, но не в целом, а лишь отдельные потоки.
Внешняя миграция населения включает два взаимосвязанных процесса:
а) эмиграцию, то есть выезд из одной страны определенного контингента людей;
б) иммиграцию, то есть въезд их в другую страну.
В связи с этим существуют понятия миграционного сальдо - разница между показателями эмиграции из страны и иммиграции в страну, а также понятия реэмиграции, есть возвращение эмигрантов на родину на постоянное место жительства.
6. Международная организация труда (МОТ) разработала классификацию видов современной международной миграции населения. Она охватывает следующие структурные элементы:
а) переселенцы - то есть те, что переезжают на постоянное место жительства. Эта группа ориентирована на переезд в промышленно развитых стран. Этот поток основывается прежде всего на принципе объединения семей - начальная иммиграция последнее время осложняется на уровне национальных хозяйств;
б) те, кто работают по контракту. Для них четко оговаривается срок пребывания в принимающей стране. К этой группе относятся:
- сезонные работники, приезжающие в период уборки урожая;
- неквалифицированные или мало квалифицированные работники;
- фронтальеры - мигранты, которые ежедневно пересекают национальный границу, чтобы работать в соседней стране;
в) профессионалы, для которых характерно высокий уровень подготовки, то есть наличие соответствующего образования и опыта практической работы. Именно для этой классификационной группы характерно термин «отток умов» - миграция ученых и инженерно-технических работников высокого уровня (этот поток составляет 3 - 5% в общем объеме трудовых мигрантов). Отметим, что в эту группу входят также студенты, получающие образование в другой стране;
г) нелегальные иммигранты. Этим термином характеризуются лица, нелегально въехали в страну; лица, въехавшие легально, но вовремя не уехали, то есть имеют просроченную визу; а также лица, которые въехали по туристической визе, но занимаются трудовой деятельностью;
д) беженцы - лица, вынужденные эмигрировать из своей страны в результате любой угрозы (политические, религиозные, национальные преследования). По состоянию в 1995 год их численность в мире оценивалась на уровне 18 млн.
8. Миграционная политика - одно из направлений демографической политики - является совокупностью средств и мероприятий целенаправленного воздействия на миграционное движение населения.
Развитие международной миграции трудовых ресурсов как формы международных экономических видносинВизначальним моментом, который позволяет выделить международную миграцию рабочей силы (которая исследуется международной экономикой как наукой) среди других видов перемещений лиц через государственные границы мотивация. Для международной миграции рабочей силы определяющим мотивом является желание заработать больше, чем на родине, и стремление найти лучшее применение своей квалификации. Таким образом, международная миграция рабочей силы - это перемещение масс работников, ищущих работу, из своих стран в другие.
Главная причина международной миграции рабочей силы заключается в дифференциации экономических условий жизни. Миграция трудовых ресурсов происходит в направлении тех стран и регионов, где ожидаемые заработки высокие.
Международная миграция рабочей силы имеет давнюю историю. В условиях неразвитости статистики и пограничной системы потоки международных мигрантов на протяжении многих веков вообще не фиксировались. И сегодня точно определить объемы и структуру международного перемещения такого фактора производства, как труд, - дело сложное.
Еще до нашей эры большие массы людей перемещались из одной страны в другую с целью «трудоустройства». Величие государств Древнего мира (Египет, Вавилон, Персию, Греции, Рима) была создана трудом рабов, основную массу которых составляли выходцы из других государств, захваченные во время войн. Главная особенность древней миграции заключалась в принудительном характере.
Эпоха Средневековья, особенно раннего, характеризуется существенным уменьшением потоков трудовых мигрантов. В то время наиболее распространенной формой добровольной миграции была военная, а развитым - международный рынок военных наемников. Основными экспортерами военных были отдельные германские княжества и кантоны Центральной Швейцарии (и сейчас Ватикан охраняют швейцарские наемные гвардейцы). Основными импортерами наемных солдат были короли Франции, Швеции, Польши.
Большой поток международных мигрантов вызвали великие географические открытия. С конца XV века после открытия Америки, морского пути в Индию, островов Тихого океана на новые земли началось движение переселенцев.
Период массовой миграции рабочей силы с конца XV в. в 60-х гг. XIX в. считается периодом начальной или «старой миграции», который имел следующие особенности:
1) один поток эмигрантов был направлен из Африки в Америку; носил абсолютно принудительный характер. По некоторым оценкам, за этот период было вывезено на западный континент от 20 до 30 млн. Черных невольников;
2) второй поток - из Европы в Новый Свет. Европейцы уезжали на добровольных началах. Состав мигрантов был очень разнообразным.
Следующий период международной миграции рабочей силы (период «новой» миграции) продолжался с 60-х гг. XIX в. до второй мировой войны. Событиями, которые повлекли это были: гражданская война в США (1861 - 1865), объединение Германии (1866 - 1871), объединения Италии (1860 - 1870), создание Австро-Венгрии.
В связи с тем, что в первые десятилетия XIX в. рабство было отменено в колониях Великобритании, Франции, Нидерландов, в бывших испанских колониях, которые стали независимыми государствами Латинской Америки, а с 1 января 1863 - в США (после окончания гражданской войны), в период «новой миграции» прекратился поток из Африки.
В миграционных потоках из Европы в этот период относительно уменьшилась роль бывших колониальных держав (Испании, Португалии и Нидерландов), а возросла роль таких стран, как Россия, Ирландия, Германия, Италия. Среди стран-импортеров трудовых ресурсов определился лидер - США. Большинство переселенцев составляли крестьяне или представители некоренной национальности.
С начала XX в. в международной миграции трудовых ресурсов появилась новая тенденция - возник поток мигрантов из колоний в метрополии. В основном, его составляли малоквалифицированные и неквалифицированные работники.
Начало современного этапа международной миграции трудовых ресурсов ученые связывают с окончанием второй мировой войны. К особенностям этого этапа можно отнести:
1) усилился доминирующий экономический и политический статус США, в результате чего они стали главным мировым импортером трудовых ресурсов. В целом масштабы иммиграции в США из всех стран мира составляют примерно от 4 до 8 млн. Человек ежегодно.
2) в 40-е и 50-е годы главными экспортерами рабочей силы были европейские страны, как такие что характеризовались экономическим упадком, высоким уровнем инфляции, падением жизненного уровня населения в результате событий второй мировой войны;
3) с конца 50-х годов главными экспортерами рабочей силы стали государства Латинской Америки. Для миграционного потока «Латинская Америка - США» характерно массовость (несколько миллионов ежегодно), сезонность, нелегальности;
4) значительное количество эмигрантов из конца 60-х годов начала прибывать в Западную Европу (по оценкам МОТ в регионе сконцентрировано около 25% иностранной рабочей силы мире). Среди государств региона крупнейшим импортером трудовых ресурсов является ФРГ (в начале 90-х гг. Доля иностранных граждан составляла 6,4%);
5) возникновение новых центров иммиграции, которыми стали:
а) страны-экспортеры нефти из Персидского залива. После стремительного скачка цен на нефть в 1973 - 1974, 1977 - 1978 гг. Когда цена за один баррель поднялась с 2,5 до 35 долл. США, в нефтедобывающих стран (Саудовская Аравия, Кувейт, Оман, Бахрейн) направлялись значительные валютные средства, которые нужно было реализовать. Дефицит трудовых ресурсов в регионе был связан с низкой плотностью населения в этих странах, нежеланием местного населения изменить традиционный образ жизни, отсутствием квалифицированных специалистов (за исключением Ирана и Ирака). Основными экспортерами трудовых ресурсов были арабские или мусульманские страны. Доля иностранной рабочей силы на начало 80-х гг. В Кувейте примерно составляла 70%, Катаре - 80%, ОАЭ - 90%;
б) Юго-Восточная Азия. В этом регионе основными импортерами рабочей силы стали Гонконг, Сингапур, Малайзия, Таиланд, а поставляли трудовые ресурсы Китай, Лаос, Вьетнам;
6) повышение доли профессионалов в общем количестве иммигрантов;
7) на смену «утечки умов» пришла их циркуляция: состоялась диверсификация направлений миграции. США остаются общепризнанным центром иммиграции, однако, одновременно с промышленно развитых стран представители профессиональной элиты едут на временную работу в развивающихся;
8) возникновения своего рода организованной международной корпорации «охотников за головами»;
9) интеграция системы высшего образования, которая предусматривает возможность продолжения обучения за рубежом;
10) по приблизительным подсчетам ежегодное миграционное сальдо к середине 90-х годов составляло около 1 млн. Человек, то есть в принимающие страны приезжало в среднем на 1 млн. Человек больше, чем выезжало. По прогнозам, в ближайшее время в связи со стабилизацией мировой экономики миграционное сальдо будет сокращаться.
По данным Системы наблюдения миграционных процессов (соем) удельный вес иностранцев в общем количестве трудовых ресурсов в начале 90-х гг. Составляла: в Австралии - 24%, Канаде - 18,5%, США - 9,3%. Интересно, что эти цифры выше показателей присутствия иммигрантов в общей численности населения этих стран, соответственно: 22,3%, 15,6%, 7,9%.
Учет внешней миграцииНайбильш приемлемым количественным показателем международного перемещения трудовых ресурсов являются показатели, которые фиксируются в платежном балансе.
Заметим, что с целью упрощения статистического учета нерезидентом считается частное лицо, находящееся в стране менее одного года. Если человек находится в стране более года, то оно считается резидентом. В статистике платежного баланса показатели, связанные с миграцией рабочей силы выступают частью баланса текущих операций и классифицируются по следующим статьям:
- трудовой доход, то есть выплаты занятым, заработная плата, полученные частными лицами нерезидентами за работу, которую они проделали для резидентов. В эту категорию входят также все выплаты резидентов в пенсионные, страховых и других фондов, связанные с наймом на работу нерезидента;
- перемещение мигрантов - оценочный денежный эквивалент стоимости имущества мигрантов, которое они завозят, перемещаясь из страны в страну. При этом вывоз имущества эмигрантов в натуральной форме показывается как экспорт товаров из страны, а его оценочный имущественный эквивалент - по этой статье;
- переводы работников - денежные переводы и пересылка товаров мигрантами своим родственникам, которые остались на родине. В случае пересылки товаров учитывается их оценочная стоимость. Переводы работников составляют почти 62%, трудовые доходы - около 31%, перемещения мигрантов - около 7%. Принципиальная разница между статьей «трудовые доходы» (в отдельных странах называется «выплаты занятым») и статьям «перемещение мигрантов» и «переводы работников» заключается в том, что в статье «трудовые доходы» учитываются доходы нерезидентов, то есть тех, что временно (сроком до 1 года) находятся в этой стране. В статьях «перемещение мигрантов» и «переводы работников» указываются доходы и расходы резидентов, то есть мигрантов, покинувших родину более чем на 1 год. Эти две статьи ( «перемещение мигрантов» и «переводы работников») объединяются в пределах текущих операций в группу частных (неоплаченных) безвозвратных переводов.
На практике учет тех или иных международных переводов ведется по состоянию на момент пересечения границы, что вызывает неточности. Так, например, человек поехал за границу с целью временной работы, а по каким-то причинам задержалась более чем на год, став мигрантом. И наоборот, лица, планировали остаться за рубежом навсегда, чье имущество было зарегистрировано в статье платежного баланса «переводы работников», решили вернуться на родину, не прожив за рубежом и года.

Последствия международной миграции трудовых ресурсивМижнародна миграция трудовых ресурсов, безусловно, влияет на экономическое развитие как стран-экспортеров, так и стран-импортеров рабочей силы.
Заметим, что активное научное исследование проблем международной миграции началась с конца 60-х годов в рамках модели экономического роста. Основная идея заключалась в том, что международное перемещение рабочей силы как одного из факторов производства влияет на темпы экономического роста; предпосылкой международной миграции рабочей силы является разница в уровнях заработной платы в различных странах. Сторонники неоклассический подхода, согласно которому каждый человек получает и потребляет предельный продукт своего труда, считают, что эмиграция приводит к росту благосостояния принимающим страны иммигрантов при том, что экономическое развитие страны, из которого происходит эмиграция, остается на том же уровне, во всяком случае, НЕ ухудшается.
Сторонники неокейнсианских подхода признавали возможность ухудшения экономического положения страны, экспортирующей рабочую силу, особенно, если эмигрируют высококвалифицированные работники. В связи с этим широко обсуждалась идея введения налога на «утечку умов», поступления от которого предполагалось передавать в распоряжение ООН и использовать на нужды развития.
В последнее время акцент в анализе миграции сместился в сторону исследования аккумуляции человеческого капитала как эндогенных фактора экономического роста стран. Исходя из того, что Накопленный человеческий потенциал является важной предпосылкой экономического развития, в рамках этой группы моделей международная миграция рассматривается как одно из объяснений разницы в темпах экономического роста стран.
Рассмотрим модель, которая графически представляет последствия международной миграции рабочей силы для страны-экспортера и страны-импортера (рис. 2.2).
Последствия международной миграции трудовых ресурсивМижнародна миграция трудовых ресурсов, безусловно, влияет на экономическое развитие как стран-экспортеров, так и стран-импортеров рабочей силы
Рис.2.2. Последствия международной миграции рабочей силиНехай в мире существует страна I, которая обеспечена трудовыми ресурсами в размере LA, и страна II, имеет трудовых ресурсов AL *. В целом мир должен трудовых ресурсов - LL *.
Прямые S1 и S2 показывают рост стоимостном объема производства в зависимости от объемов рабочей силы, которая используется в производстве в странах I и II.
При условии, если международной миграции трудовых ресурсов не существует, то страна I употребляет весь свой запас трудовых ресурсов внутри страны и обеспечивает средний уровень заработной платы в размере LC. Страна II также употребляет фонда трудовых ресурсов, которые у нее в наличии внутри страны, и обеспечивает средний уровень заработной платы в размере LD. Объем производства страны I составляет a + b + c + d + e + f, а объем производства страны II - i + j + k. То, что LC <LD, означает, что стоимость рабочей силы в стране I ниже, чем в стране II.
При условии, что обе страны сняли ограничения на свободное перемещение рабочей силы за пределы национальных границ, часть рабочих из страны I (BA), стремясь зарабатывать больше, переместятся из страны I в страну II, в результате чего заработная плата в обеих странах установится на уровне ВR.
Объем производства трудовых ресурсов, Которые остались в стране I и выехали в страны II, составит a + b + c + d + e + g + h, причем продукт a + b + c + d производится работающими в стране I, а h + e + f - темы, эмигрировавшими в страну II. При этом в результате более продуктивного использования трудовых ресурсов вследствие их частичного перемещения в страну II совокупный продукт, произведенный тем же количеством занятых, окажется больше того, который производился при условии ограничения международного движения трудовых ресурсов (на величину сегмента h). Доход работающих возрастет до a + b + d + e + f + h, в то время как доходность остальных факторов производства сокращается до сегмента с.
С другой стороны, приток иммигрантов из страны I в страну lI вызвал снижение в ней реальной заработной платы с LD до LF = BR. В то же время, за счет использования как своего труда, так и труда иностранцев из страны I, в стране II произошло расширение внутреннего производства с i + j + k до i + j + k + q + h + e + f. Правда, сегменты h + e + f - это продукты, которые произведены иммигрантами, большую часть которых (за исключением налогов) нужно вернуть в виде заработной платы иностранным работникам из страны I. То есть, чистый прирост внутреннего производства составляет только сегмент g. Из-за падения средней реальной заработной платы в стране II доходы работающих сократятся с j + k до k, а доходы владельцев других факторов производства увеличатся с и к i + g + j.
Со стороны выгодности для мира в целом: в результате миграции рабочей силы из одной страны в другую совокупный объем производства вырос с [a + b + c + d + e + f] + [k + j + i] до [a + b + c + d] + [e + f + g + h + j + k], то есть на размер сегментов g + h, из которых h принадлежит стране I, а g - стране II.
Выводами с вышеизложенным можно считать:
а) в результате миграции совокупный объем мирового производства возрастает из-за более эффективное использование трудовых ресурсов за счет их перераспределения между странами;
б) международная миграция рабочей силы вызывает тенденцию к выравниванию заработной платы в разных странах.
Направления влияния международной миграции трудовых ресурсов на экономику страны-экспортера:
1) страна-экспортер остается без активной и ценной части своих трудовых ресурсов (по некоторым оценкам, потери составляют 10% национального дохода);
2) постоянная ориентация на экспорт трудовых ресурсов вызывает определенное падение доверия к экономике страны, снижает уровень ее инвестиций;
3) «отток умов» - серьезная проблема для большинства развивающихся стран, особенно Африки (Малави, Судан, Замбия)
4) во многих случаях денежные переводы на родину граждан, работающих за границей, существенно смягчают негативные последствия выезда.
В некоторых развивающихся странах, размер переводов частного характера достигает 25-50% доходов страны, полученных от товарного экспорта (Бангладеш, Шри-Ланка, Судан, Буркина-Фасо). В Иордании, Лесото, Йемене переводы достигают 50% ВВП;
5) возвращаясь на родину, мигранты привозят с собой значительные материальные ценности, к тому же возвращаются более квалифицированные работники;
6) часто по возвращении на родину мигранты используют накопленные за рубежом средства и ценности для организации предпринимательской деятельности в своей стране;
7) эмиграция положительно влияет на экономику стран, характеризующиеся значительными размерами безработицы.
Так, в 70-е годы египетское правительство, разрабатывая программы борьбы с безработицей, предсказал такое мероприятие, как стимулирование эмиграции в страны Персидского залива. В Пуэрто-Рико закон о минимальной заработной плате учитывал, что примерно треть работающих переедет в США.
Направления влияния международной миграции трудовых ресурсов на экономику страны-импортера:
1) иммиграция высококвалифицированных профессионалов способствует экономическому росту, поскольку:
- экономятся средства на подготовку таких специалистов;
- сокращаются затраты на приобретение лицензий, патентов, ноу-хау за рубежом
2) привлечение иностранной рабочей силы повышает конкуренцию на внутреннем рынке труда, стимулирует рост эффективности производства в стране.
Заметим, что экономики ряда промышленно развитых стран были созданы за счет массового привлечения работников извне. Практически на 100% создание и развитие таких стран, как Канада, Австралия, Новая Зеландия, Израиль сделали им.мигранты. Трудно переоценить их вклад и в развитие экономики США, ЮАР, Аргентины.
3) дополнительная конкуренция на рынке труда приводит к росту безработицы.
Нужно заметить, что иммигранты в большинстве случаев занимают вакансии, на которые нет претендентов среди местного населения. В конце 80-х годов почти 85% экономически активных иммигрантов ФРГ работали на тяжелых, монотонных и опасных работах, 60% из них относились к разряду неквалифицированных или малоквалифицированных. В тот же период во Франции 69% иммигрантов работали с использованием ручного труда. На тяжелую работу охотно нанимаются палестинцы в Израиле, индонезийцы в Малайзии, боливийцы в Аргентине. Более того, некоторые отрасли производства не функционировали, если бы не рабочие-иммигранты (горнодобывающая промышленность ЮАР, сельское хозяйство Доминиканской Республики и Малайзии). Но, безусловно, иммиграция снижает реальную заработную плату неквалифицированной рабочей силы;
4) рост социальной напряженности в обществе, конфликты на расовой, национальной и религиозной основе.
Таким образом, мы убедились, что распределение экономических выгод от миграции происходит неравномерно. Положительные экономические эффекты от миграции граничат с негативными, которые тоже имеют место.
Государственное регулирование международной миграцииСтворення условий для нормального функционирования национальных рынков труда традиционно выступает одной из важных задач государства. Основными целями государственного регулирования миграционных процессов являются:
1) определение порядка выезда отечественных работников за границу
2) определение порядка въезда иностранных работников на территорию страны;
3) определение положения иммигрантов в стране.
Государственное регулирование международной миграции трудовых ресурсов осуществляется на следующих уровнях:
1) национальном. Первые законы, которые регулировали миграцию трудовых ресурсов, возникшие в Англии в конце XVIII в. в период промышленной революции. За ними запрещался выезд из страны высококвалифицированных специалистов с целью сохранения за Англией монопольного положения «мастерской мира». С XIX в. положения, регулирующие миграцию трудовых ресурсов, стали появляться в законодательстве большинства стран;
2) на международном уровне. Первые попытки создания международного трудового права можно отнести к выступлениям Роберта Оуэна на Конгрессе в Е-ля-Шапель в 1818 году. Но главными источниками международно-правового регулирования стали заключенные после первой мировой войны двусторонние и многосторонние соглашения по вопросу найма на работу и положения иностранных работников. Такое соглашение было подписано, например, между Францией и Италией по социальному обеспечению граждан, если они работают во Франции или Италии.
Нужно отметить, что работники-иностранцы, как правило, испытывают в стране-импортере различные формы дискриминации:
- нанимаясь на работу;
- обсуждая вопросы продолжительности и режима рабочего времени;
- в вопросах оплаты труда;
- в вопросах получения пенсий, различных выплат;
- в вопросах получения образования и повышения квалификации;
- в сфере медицинского страхования и медицинского обслуживания.
На преодоление такого рода дискриминации нацелено подписания соответствующих межправительственных соглашений. Так, в подписанном в 1957 году Римском договоре о создании ЕЭС, находился принцип «свободного перемещения лиц». С начала 90-х годов можно говорить о практически полное равноправие трудящихся из стран ЕС. А 26 марта 1995 вступила в действие Шенгенское соглашение, заключенное Бельгией, Германией, Испанией, Люксембургом, Нидерландами, Португалией и Францией (в которую намерены присоединиться Италия, Греция, Австрия). В соответствии с соглашением на внутренних границах стран, подписавших его были ликвидированы системы контроля. Граждане стран-нечленов соглашения, которым требуется виза для въезда (на период 90 дней) в любое государство, подписавшее соглашение, могут получить визу, которая будет действительна для всех стран, подписавших Шенгенское соглашение.
В современных условиях наиболее острыми являются проблемы регулирования промышленно развитыми странами импорта трудовых ресурсов из развивающихся стран и стран Восточной Европы. Первые вводят различного рода квоты, ограничения, системы отбора и т.д. в соответствии с которыми представители второй группы стран получают виды на жительство и права на работу.
Заметим, что нанимаясь на работу за границей, работник заключает или подписывает трудовой договор. Нужно знать, что международная трудовая соглашение должно содержать следующие пункты:
а) выбор места суда для разрешения спора и выбор норм права, суд по желанию сторон будет использовать;
б) точную формулировку обязанностей, которые необходимо будет выполнять (часто включают пункты об уважении к местным обычаям и обещание достойного поведения);
в) срок и условия найма (останавливаясь на том, праздники какой страны будут считаться нерабочими днями);
г) положения о прекращении трудовых отношений (желательно обсудить возможность увольнения без причины, а также сумму выходного выплаты);
д) перечисления компенсационных выплат (в том числе транспортных и проезд из-за границы и обратно, пенсии, оплата больничного листа, отпускные, выплаты на семью, командировочные)
е) порядок и место выплаты компенсаций, вид валюты (с указанием валютного курса), отчисления и налоги с указанием на лицо, их платит;
е) вид жилья и транспорта за рубежом (определение лица, их финансирует)
ж) определение временной нетрудоспособности (в том числе и культурного шока), ограничение ответственности за нанесение физического вреда или смерти и обязательства оформить страхование
с) защита производственной тайны и коммерческой информации (в том числе имеющих право сообщать и какую информацию местным органам власти).
В мировом масштабе вопрос миграции рабочей силы регулирует Международная организация труда (МОТ), созданная в 1919 году.
Документы, разработанные и утвержденные МОТ, направленные на ликвидацию различных форм дискриминации иностранных работников, например:
- «Об инспекции режима перевозок эмигрантов» (1926)
- «О социальной политике на территориях вне метрополии» (1955.)
- «Против нарушений прав в сфере труда и занятости» (1958 - 1960 ГГ.);
- «О работников на плантациях» (1960)
- «О сохранении прав мигрантов в сфере социального обеспечения» (1981 - 1982 ГГ.).
Заметим, что МОТ регулирует только проблемы легальных мигрантов. Нелегальные мигранты ничем не защищены и испытывают на себе влияние различных форм дискриминации.
На сегодняшний день не существует единой, хорошо отработанной и общепризнанной международно-правовой базы для урегулирования проблем международной трудовой миграции, несмотря на наличие паспортных и иммиграционных законов и значительного периода работы МОТ по установлению норм трудовых отношений. Однако действует четкая тенденция достижения правового регулирования кадрового аспекта международных соглашений.
Примерами этому могут быть следующие факты:
1) канадский правительство ввело добровольный кодекс поведения для действующих в Южной Африке канадских компаний. Кодекс регулирует такие вопросы, как условия труда, заработная плата, дополнительные льготы, образование, повышение по службе, расовые отношения;
2) Комиссия Европейского Сообщества предложила Совету Европы согласовать политику предоставления льготного торгового режима странам, в которых обеспечивается соблюдение трудовых норм, в т. Ч. 48-часовой рабочей недели, минимального возраста в 14 лет для приема на работу, охраны здоровья работающих детей и равных возможностей трудоустройства независимо от пола, расы и вероисповедания;
3) согласно законам США о труде Президент обязан устанавливать наличие «международно признанных прав трудящихся» перед тем, как предоставить любой стране тарифные или другие льготы. Такие права включают:
- право на объединение в союзы;
- право на заключение трудового коллективного договора;
- право на свободу от принудительного или обязательного труда;
- минимальный возраст найма на работу детей;
- нормальные условия труда.
Анализ действующего законодательства Украины относительно миграционных процессов показал его неразвитость. В Украине не приняты законы о выезде, о миграции, отсутствуют необходимые договоренности по крайней мере со странами наиболее развитого миграционного учета. В сочетании с низкой юридической культурой наших граждан это создает благоприятные основы нелегальной миграции.
Украинское государство в своих действиях по миграции рабочей силы должно опираться на два принципа:
- суверенное право каждой страны решать, кто может въехать на ее территорию;
- право каждого человека на эмиграцию.

<< предыдущая содержание следующая >>

polkaknig (at) narod.ru, ICQ - 474849132 © 2005-2009 Материалы этого сайта могут быть использованы только со ссылкой на данный сайт.